ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ
по деятельности Центрального каталога кредитных историй



ВОПРОС: Каким образом субъект кредитной истории может получить свою кредитную историю?

ОТВЕТ: Субъект кредитной истории имеет право на получение один раз в год в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, кредитного отчета по своей кредитной истории бесплатно и любое количество раз за плату.

При отсутствии кода субъекта кредитной истории субъект кредитной истории, чтобы:

  • узнать в каком бюро кредитных историй хранится его кредитная история;
  • убедиться в отсутствии информации о нем в каком-либо бюро кредитных историй;

может обратиться в любую кредитную организацию, любое бюро кредитных историй, в отделение почтовой связи (отделение электросвязи), в котором оказываются услуги телеграфной связи, или к нотариусу с целью направления запроса в Центральный каталог кредитных историй.

Обращаясь в кредитную организацию, бюро кредитных историй, отделение почтовой связи (отделение электросвязи), или к нотариусу субъект кредитной истории – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации или при его отсутствии иной документ, удостоверяющий личность (водительские права не являются удостоверением личности); субъект кредитной истории – юридическое лицо должен предоставить Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

При наличии кода субъекта кредитной истории, субъект кредитной истории имеет возможность обращения в Центральный каталог кредитных историй напрямую через Представительство Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru).

Субъект кредитной истории заполняет соответствующую форму, размещенную в Представительстве Банка России в сети Интернет (раздел "Центральный каталог кредитных историй", подраздел "Запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй"). Ответ на запрос приходит на адрес электронной почты, указанный субъектом кредитной истории.

В случае успешно обработанного запроса в ответе будут:

  • повторены реквизиты субъекта кредитной истории, указанные в запросе;
  • указано(ны) бюро кредитных историй, в котором(ых) сформирована кредитная история данного субъекта кредитной истории.

 В случае, если сведения по субъекту кредитной истории не найдены, либо указан неверный код субъекта кредитной истории в ответе будут:

  • повторены реквизиты субъекта кредитной истории, указанные в запросе;
  • сообщено, что соответствующая информация не найдена, уточните реквизиты запроса (что означает отсутствие такого субъекта кредитной истории в базе АС ЦККИ либо необходимо перепроверить реквизиты запроса).

В случае, если формат поступившего запроса не соответствует требованиям, установленным Банком России, в ответе будут:

  • повторены реквизиты субъекта кредитной истории, указанные в запросе;
  • указано, что формат запроса неверный.

После того, как субъект кредитной истории знает, в каком(их) бюро хранится его кредитная история, он может обратиться в это(и) бюро кредитных историй для получения кредитного отчета.

В случае если бюро кредитных историй отказывает субъекту кредитной истории в бесплатном получении кредитного отчета (бесплатно – только один раз в год, но в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории), субъект кредитной истории имеет право обратиться с соответствующей жалобой в Федеральную службу по финансовым рынкам Российской Федерации, осуществляющую контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй. Адрес приема письменных обращений: 119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 9.

 

ВОПРОС: Что такое код (дополнительный код) субъекта кредитной истории и каким образом его можно получить?

ОТВЕТ: Код субъекта кредитной истории является по своему смыслу аналогом PIN-кода банковской карты и необходим субъекту кредитной истории для направления запроса непосредственно по электронной почте в Центральный каталог кредитных историй.

В соответствии с частью 4.1 статьи 5 Федерального закона "О кредитных историях" код субъекта кредитной истории формируется субъектом кредитной истории при заключении договора займа (кредита), если на момент заключения договора займа (кредита) у субъекта кредитной истории отсутствует кредитная история, и передается в бюро кредитных историй кредитной организацией вместе с иной информацией о заемщике один раз при первой пересылке данных.

В случае, если при заключении договора займа (кредита) код субъекта кредитной истории не был сформирован, субъект кредитной истории может сформировать его в последующем, обратившись в любую кредитную организацию или любое бюро кредитных историй.

Дополнительный код субъекта кредитной истории – это временно действующий (не более 30 дней со дня его формирования) аналог кода субъекта кредитной истории для пользователя кредитной истории. Дополнительный код субъекта кредитной истории создается субъектом кредитной истории для предоставления доступа к своей кредитной истории пользователю кредитной истории путем обращения субъектом кредитной истории в любую кредитную организацию, либо бюро кредитных историй.

Порядок формирования, замены и аннулирования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории установлен Указанием Банка России от 31 августа 2005 года № 1610-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет" в соответствии с частью 4.3 статьи 5 Федерального закона "О кредитных историях"."

 

ВОПРОС: Что делать в случае если бюро кредитных историй отказывается бесплатно предоставить субъекту кредитной истории отчет по его кредитной истории?

ОТВЕТ: Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О кредитных историях" субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, один раз в год бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей кредитной истории, в том числе с накопленной информацией об источниках формирования кредитной истории (кредиторах) и пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты. В случае если бюро кредитных историй отказывает субъекту кредитной истории в бесплатном получении кредитного отчета, субъект кредитной истории имеет право обратиться с соответствующей жалобой в Федеральную службу по финансовым рынкам России, осуществляющую контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй. Адрес приема письменных обращений: 119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 9.

 

ВОПРОС: Что делать если кредитная история содержит недостоверные (не актуальные) данные?

ОТВЕТ: В случае если отчет по кредитной истории содержит недостоверные, неактуальные данные или опечатки, субъект кредитной истории вправе полностью или частично оспорить данную информацию, подав в бюро кредитных историй, в котором хранится указанная кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю. Бюро кредитных историй, в свою очередь, в течение 30 дней со дня получения заявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории (кредитора). Бюро кредитных историй обязано по истечении 30 дней со дня получения заявления в письменной форме сообщить субъекту кредитной истории о результатах рассмотрения указанного заявления.

Субъект кредитной истории вправе обжаловать в судебном порядке отказ бюро кредитных историй в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредставление в установленный срок письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления.

 

ВОПРОС: Каким образом можно направить запрос в Центральный каталог кредитных историй через отделение почтовой связи (отделение электросвязи)?

ОТВЕТ: Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через отделения почтовой связи (отделения электросвязи), в которых оказываются услуги телеграфной связи, субъектом кредитной истории в соответствии с Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 сентября 2007г . № 108 "Об утверждении требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм" по адресу: "Москва ЦККИ".

В составе запроса необходимо указать следующий перечень реквизитов:

  • для субъекта кредитной истории - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя:
  • фамилия;

  • имя;

  • отчество (если указано);

  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность) (Подробнее);

  • дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность) (Подробнее);

  • адрес электронной почты, на который будет направлен ответ из ЦККИ.

  • для субъекта кредитной истории – юридического лица:
  • полное наименование юридического лица;

  • единый государственный регистрационный номер юридического лица (для юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации);

  • идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации);

  • адрес электронной почты, на который будет направлен ответ из ЦККИ.

 

Внимание! При направлении запроса телеграммой все перечисленные выше реквизиты обязательно должны быть указаны!

Адрес электронной почты заполняется латинским шрифтом с обязательным проставлением всех необходимых знаков. Символ @ в адресе электронной почты заменяется на (а) – буква "а" в скобках.

Все данные запроса приводятся в тексте телеграммы с новой строки.

Подпись субъекта кредитной истории на телеграмме заверяет работник отделения почтовой связи (отделения электросвязи) и делает заверяющую надпись: "Собственноручную подпись данные паспорта Смирнова Михаила Викторовича удостоверяю".

Ответ из Центрального каталога кредитных историй направляется на адрес электронной почты, указанный субъектом кредитной истории в телеграмме.

 

ВОПРОС: В случае, если лицо получало кредит до вступления в силу Федерального закона "О кредитных историях", может ли оно запросить в Банке России (Центральном каталоге кредитных историй) информацию о бюро кредитных историй, в котором(ых) хранится его кредитная история по соответствующим договорам займа (кредита)?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона "О кредитных историях" источники формирования кредитных историй обязаны представлять информацию в бюро кредитных историй, предусмотренную статьей 4 названного закона, о договорах займа (кредита), заключенных до вступления в силу Федерального закона "О кредитных историях", при наличии письменного указания (согласия) соответствующего заемщика на передачу такой информации.

Если заемщиком было дано такое указание (согласие), кредитор передает вышеуказанную информацию в бюро кредитных историй, а бюро кредитных историй, в свою очередь, передает необходимую информацию в Центральный каталог кредитных историй, то Центральный каталог кредитных историй будет располагать информацией о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история этого заемщика по договорам займа (кредита), заключенным до вступления в силу Федерального закона "О кредитных историях", и будет ее предоставлять.

 

ВОПРОС: Осуществляет ли Центральный каталог кредитных историй взаимодействие с бюро кредитных историй, не внесенным в государственный реестр бюро кредитных историй?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "О кредитных историях" юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй. В связи этим, до момента включения бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй Центральный каталог кредитных историй не осуществляет взаимодействие с ним как с бюро кредитных историй.

 

ВОПРОС: Нужен ли кредитной организации дополнительный код субъекта кредитной истории для направления запроса в Центральный каталог кредитной истории?

ОТВЕТ: Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О кредитных историях" запросы в Центральный каталог кредитных историй могут направляться без использования кода субъекта кредитный историй через кредитные организации. Порядок направления запросов в Центральный каталог кредитных историй без использования кода субъекта кредитной истории через кредитные организации определен Указанием Банка России от 31 августа 2005 года № 1612-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию".

Кредитная организация вправе обратиться с запросом в Центральный каталог кредитных историй в порядке, установленном названным Указанием, в случаях, когда она является субъектом или пользователем кредитной истории.

Кредитная организация вправе обратиться в Центральный каталог кредитных историй с использованием кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории в соответствии с Указанием Банка России от 31 августа 2005 года № 1610-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной историей посредством обращения в представительство Банка России в сети Интернет".

 

ВОПРОС: Обязана ли кредитная организация запросить у субъекта кредитной истории код субъекта кредитной истории при заключении договора займа (кредита)?

ОТВЕТ: Федеральным законом "О кредитных историях" обязанность кредитной организации запрашивать код субъекта кредитной истории не предусмотрена.

В соответствии с частью 4.1 статьи 5 Федерального закона "О кредитных историях" субъект кредитной истории представляет кредитной организации код субъекта кредитной истории при заключении договора займа (кредита), если у субъекта кредитной истории на момент заключения договора займа (кредита) отсутствует кредитная история в каком-либо бюро кредитных историй.

В случае если субъект кредитной истории не указал код субъекта кредитной истории, кредитная организация не направляет информацию о коде субъекта кредитной истории в бюро кредитных историй.

 

ВОПРОС: Что следует предпринять заемщику при получении нового кредита, если он утратил код субъекта кредитной истории?

ОТВЕТ: Согласно части 4.1 статьи 5 Федерального закона "О кредитных историях" субъект кредитной истории не обязан указывать код субъекта кредитной истории, заменять его или формировать новый код субъекта кредитной истории, если у субъекта кредитной истории на момент заключения договора займа (кредита) имеется кредитная история в каком-либо бюро кредитных историй.

В соответствии с частью 4.3 статьи 5 Федерального закона "О кредитных историях" и пунктом 2.5 Указания Банка России от 31 августа 2005 года № 1610-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет" (далее – Указание № 1610-У) субъект кредитной истории при получении кредита вправе сформировать новый код субъекта кредитной истории, который заменит старый код субъекта кредитной истории.

Согласно пункту 2.8 Указания № 1610-У субъект кредитной истории в случае утраты им информации о коде субъекта кредитной истории вправе обратиться в любую кредитную организацию или в любое бюро кредитных историй для формирования нового кода субъекта кредитной истории, который заменит старый код субъекта кредитной истории.

 

ВОПРОС: Взимается ли кредитной организацией плата за оказание услуги субъекту кредитной истории по изменению, аннулированию кода субъекта кредитной истории, формированию дополнительного кода субъекта кредитной истории, услуги по направлению запросов в Центральный каталог кредитных историй субъектов и пользователей кредитных историй?

ОТВЕТ: В соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях" Центральный каталог кредитных историй предоставляет информацию на безвозмездной основе. Указанным законом и нормативными актами Банка России вопрос платности (бесплатности) услуг кредитной организации не регулируется.

 

В случае, если Вы не нашли ответа на интересующий Вас вопрос касательно деятельности Центрального каталога кредитных историй, пожалуйста, обращайтесь по тел. (495)957-84-26


© HBKU

Конструктор сайтовuCoz